Мы уже не раз писали про многообещающую серию релизов Dubs From The Dungeons от Dom & Roland. Редкие, олдскульные треки, которые можно было услышать лишь в старых миксах, либо непосредственно на вечеринках в 90-х, теперь выходят официально! А далее нас даже ждут релизы не только от самого Дома, но и от других drum & bass-ветеранов… Dom & Roland рассказал всю предысторию проекта в интервью для Bandcamp, перевод которого мы рады представить.
Прошепчите слово «дабплейт» любому drum & bass-диджею, который начал активность до середины 2000-х, и это подействует на него словно гипноз. У них запотевают глаза, и они начинают ухмыляться, всем своим видом показывая, что знают, о чём идёт речь.
Ничто не символизирует ту культуру и инновационное мышление, на которых был основан драм-н-бэйс, так, как эти ацетатные изделия. Отправляясь прямиком из студии на проверку в клубах, дабплейты были валютой исключительно среди самых влиятельных исполнителей. У некоторых была лишь одна или две копии.
Дабплейты означали контроль качества; изготовленные примерно за 30 фунтов, только лучшие треки отправлялись из студии на токарный станок. Они предопределяли продолжительность жизни музыки; треки оставались дабками до тех пор, пока фанаты не начинали требовать релиз — если релиз вообще происходил. Их ограниченный тираж означал эксклюзивность для диджеев, особенно в случае со «специальными» дабками, которые, следуя традиции, были созданы для отдельных артистов. Направления, в котором шли определённые стили в рамках жанра, также подверглись влиянию этой культуры, так как артисты включались в гонку технологий и инжиниринга, пытаясь презентовать треки, которые были ещё более динамичными, бескомпромиссными и футуристичными, чем у их товарищей.
Но прежде всего благодаря дабплейтам появилось сообщество. Начиная с 90-х и переживая переход на цифровой формат (который встретил яростное сопротивление) в середине 2000-х, знаменитая лондонская контора Music House на Holloway Road была переполнена первопроходцами драм-н-бэйса, которые не только обменивались DAT-кассетами, но также идеями и мыслями по поводу музыки, её направлением и влиянием. Такими первопроходцами, как Доминик Ангас, или Dom & Roland.
Будучи одним из самых уважаемых технических специалистов жанра, который постоянно использовал технологии (в частности свой многострадальный сэмплер Roland S760) для создания звуков, которые не подразумевались теми самыми технологиями, Дом был старательным (и зачастую лидирующим) участником вышеупомянутой гонки технологий и сообщества. Не только в самой конторе по производству винила, но и в центре деятельности, где многие дабплейты были протестированы впервые: на еженедельной вечеринке Metalheadz Sunday Sessions в хокстонском клубе Blue Note, которая положила начало одному из самых насыщенных и памятных периодов в истории жанра.
“Запомните, это было ещё до интернета. Если вы хотели услышать настолько продвинутую музыку, вы должны были присутствовать там”, — объясняет Дом, чьё влияние на драм-н-бэйс неоспоримо. Будучи одним из самых ранних студийных инженеров жанра, которому приписывают создание повсеместно используемого drum & bass-брейка, трамена, Дом был частью исконного западнолондонского текстеп-коллектива No-U-Turn, в который также входили Ed Rush и Fierce. Затем он подписался на влиятельный импринт Moving Shadow, на котором он был самым продуктивным артистом в 90-е. А его оружием был прямолинейный, комплексный, мрачный, драйвовый и технологичный саунд, который любил играть Grooverider, резидент Blue Note (или «премьер-министр», как однажды назвал его Photek).
“Вся вечеринка была посвящена музыке, которую никто до этого не слышал, но самый сок был в последнем треке Grooverider”, — говорит Дом. “У тебя появлялись мысли «Что это будет за трек? Чей это будет трек?». Он оставлял самое лучшее напоследок, и люди оставались именно ради этого. Зажигались огни, и толпа сходила с ума. Если Rider отыграл твой трек в конце вечеринки, то ты сразу понимаешь, что ты крут”.
Grooverider отыграл многие треки Дома в своих сетах, в том числе в качестве желанного финального тюна. Одним из них был “The Trap” — громогласный, высоковольтный амен-боевик, окутанный призрачной атмосферой, которая идеально передаёт настроение, энергию и креативность той эпохи. Grooverider был единственным диджеем, у которого “The Trap” был на дабплейте, и единственная DAT-кассета была затеряна где-то в клубах дыма марихуаны, в студии Дома и в Music House.
“Жаль, что я тогда не сделал ещё одну копию, — признаёт он. — Помню, как услышал его в записи на Youtube через 10 лет после того, как он прозвучал в шоу Grooverider, и я подумал: «Чёрт, жаль, что у меня его больше нет»”.
И так начались раскопки масштабов Индианы Джонса; были обшарены чуланы и студийные шкафчики по всей Британии, Австралии и Европе, были допрошены старые друзья, были сделаны бесчисленные имейлы и звонки. Он даже попробовал написать трек заново, но прекратил попытки из-за того, что его текущий сетап не позволял создать такую же тяжесть, которая получалась с аналоговым оборудованием. Однако со временем его усилия были вознаграждены. После выслеживания артефакта среди нескольких коллекционеров дабплейтов на чёрном рынке, начиная с Австралии и заканчивая северо-западом родной страны, он наконец нашёл обладателя… Менее чем за 100 миль от его собственного места проживания.
Наконец вернувшись в лабораторию Дома в Южном Лондоне, давно потерянный дабплейт теперь обзавёлся массой внушительных царапин, грязью и даже отпечатком ботинка. Ничуть не смущённый этим, Дом инвестировал в наилучшее восстановление высококачественного звука. Переведя трек в цифровой формат, он кропотливо обработал весь тюн, ритм за ритмом, убирая каждый треск и шипение. Затем поступил звонок от старого друга.
“Я только собирался отправить его на мастеринг, и тут мне позвонил Fierce. Он сказал, что только что нашёл DAT-кассету и подумал, что это как раз то, что я искал последние 20 лет… Это действительно было так”.
Недели тщательного восстановления не могли заменить собой оригинальную DAT-запись. Но вместо того чтобы сожалеть о потраченном времени, Дом увидел в этом хорошую примету и добавил “The Trap” в классный проект, который разворачивается прямо перед нами: Dubs From The Dungeons.
Dubs From The Dungeons – это серия классических треков середины/конца 90-х, которые были единственными эксклюзивами среди элиты Blue Note и никогда не были выпущены. Будучи доступной на диджитале и лимитированном золотистом виниле, серия стартовала в прошлом месяце с демонстративно мрачными и экспериментальными “Aliens” и “Zodiak” и продолжается в этом месяце с “The Trap” и не так давно потерянным “Swarm” (ведение архивов не всегда вынуждало Дома к всемирной охоте за DAT).
В мае серия будет возобновлена, в этот раз приобретая ещё больший размах: как выясняется, Дом – не единственный, кто обыскивает свои темницы, он также копается в частных коллекциях своих, таких же влиятельных товарищей. И первыми идут сокровища из огромной дабплейт-темницы Dillinja.
Без всяких сомнений самый влиятельный продюсер в драм-н-бэйсе 90-х и ранних 2000-х, Dillinja стал примером для подражания, с такими жаркими работами, как “Threshold,” “The Angels Fell”, “Silver Blade”, “Acid Track” и многими другими. Но на каждый выпущенный хит приходятся бесчисленные дабки, которые никогда не увидели свет. Некоторые можно найти в Сети, как низкокачественные отрывки из миксов и радиошоу, но большинство из них не попали в интернет. Постоянно преследуемые фанатами со времён их дебютов в Blue Note, эти композиции приобрели статус святынь.
“Интернет и 20 лет истории сделали эти треки очень желанными. Сейчас это звучит странно, но в то время они ощущались довольно одноразовыми, — смеётся Дом. – Сама культура попыток переплюнуть предыдущую вещь, которая играла в Blue Note, подразумевала, что они были скорее игрушками для диджеев, которые мы никогда не считали достойными релиза. Мы всегда пытались делать всё лучшие треки. Эти вещи часто были прототипами выпущенных треков”.
Дебютный релиз Dillinja на Dubs From The Dungeons будет представлен треками “Acid Rollers” и “End Of Line”. Дебютированные в Blue Note, их историческая важность и высокий спрос равносильны предыдущим и будущим релизам серии. Большой вопрос в том, сколько же ещё невыпущенных жемчужин может раскопать Дом в самой крупной дабплейт-темнице драм-н-бэйса?
“Я спросил, осталось ли у него что-то ещё, — объясняет Дом, получивший “Acid Rollers” и “End Of The Line” в 1997 от самого Dillinja. — Он посмеялся и сказал, что не хочет больше обыскивать чуланы”.
Уже достаточно обыскав чуланы по всему свету, чтобы вернуть себе “The Trap”, Дом хорошо понимает отношение Dillinja. Но мы-то знаем, что он всё равно будет выпрашивать у него и у других респектабельных артистов той эпохи. Будучи запущенной после релиза высоко оценённого альбома Last Refuge Of A Scoundrel, выпущенного на Metalheadz всего шесть месяцев назад, Dubs From The Dungeons продолжает демонстрировать любовь Дома к музыке, которая впечатлила бы самого Дома в юности.
“Я был очень наивным на протяжении большинства своей drum & bass-жизни, — признаёт он. “Я бродил бесцельно и запинался по пути, просто делая музыку. До недавних пор я никогда не относился к этому как к бизнесу, и я рад, что понял, что мне хочется заниматься этим так же, как и написанием музыки. Никто не занимается этим в драм-н-бэйсе, и это важно, что это было осуществлено кем-то, кто был в том месте в тот период. Есть много треков, которые я ищу. Время покажет, смогу ли я выпустить их…”
End of Line / Acid Rollers можно предзаказать на Bandcamp.
Оригинал интервью можно прочитать здесь.